Профессиональное обучение

Основное
Программа профессиональной подготовки охранников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
для работы в качестве частного охранника
"Программа профессиональной подготовки охранников"
(6-го, 5-го и 4-го разряда)
Настоящая программа профессионального обучения для работы в качестве частного охранника "Программа профессиональной подготовки охранников" (далее – Программа) реализуется в соответствии с типовой программой, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целью Программы является приобретение профессиональной компетенции охранника без изменения уровня образования.
Программа реализуется в трех вариантах, в зависимости от времени ее освоения и присваиваемого квалификационного уровня (далее – разряда) охранников:
- профессиональная подготовка охранников 6-го разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 266 учебных часов;
- профессиональная подготовка охранников 5-го разряда (использование гражданского оружия и специальных средств) - 174 учебных часа;
- профессиональная подготовка охранников 4-го разряда (использование только специальных средств) - 98 учебных часов.
В процессе реализации программы педагогический состав опирается на Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», приказ МВД России № 727 от 25 августа 2014 г. «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника», приказ Минздравсоцразвития России № 199 от 17.04.2009 г. «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1», иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а также руководствуется вновь принимаемыми нормативными правовыми документами.
Организационно-педагогическими условиями для реализации Программы являются: необходимый уровень компетенции преподавательского состава, соответствующий требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» , использование при изучении дисциплин программы эффективных методик преподавания, предполагающих вместе с традиционными лекционно-семинарскими занятиями решение слушателями вводных задач по предметам, занятия с распределением ролевых заданий между слушателями, применение аудиовизуальных средств обучения, информационно-телекоммуникационных ресурсов, наглядных учебных пособий.
При освоении программ профессиональной подготовки охранников 6-го и 5-го разряда может быть реализована следующая структура обучения – время изученных ранее дисциплин по программам для охранников 4-го и 5-го разряда включается в общее время освоения соответствующих дисциплин обучающимися по программе для охранников 6-го разряда; время изученных ранее дисциплин по программе для охранников 4-го разряда включается в общее время освоения соответствующих дисциплин обучающимися по программе для охранников 5-го разряда.
При формировании «смешанных групп» (для охранников, проходящих подготовку по разным разрядам) слушатели приступают к занятиям одновременно, зачеты по дисциплинам проводятся по мере завершения соответствующих блоков подготовки по разрядам, а итоговая аттестация, как правило, проводится по окончании обучения всех охранников, включенных в учебную группу.
При реализации программы допускается изменение последовательности изучения тем учебных дисциплин при условии полного выполнения программы; организация на основе договорных отношений обучения по отдельным дисциплинам (разделам) программы в образовательных учреждениях и организациях, имеющих условия для проведения соответствующих занятий (в том числе по первой помощи, специальной физической и огневой подготовке).
Оценочными материалами по Программе являются блоки контрольных вопросов по дисциплинам для промежуточной и итоговой аттестации, разработанные преподавателями и утвержденные директором образовательной организации, а также практические упражнения по проверке наличия практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия (используемые в зависимости от разряда охранников), входящие в состав практической квалификационной работы обучающихся.
Методическими материалами к Программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении дисциплин Программы, учебная литература и методические пособия.
В содержание практической квалификационной работы включается выполнение упражнений по проверке наличия практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия (используемых в зависимости от разряда охранников). Для 5 и 6 квалификационных разрядов в обязательном порядке проводятся практические стрельбы. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
При проверке теоретических знаний используются вопросы по учебным дисциплинам: "Правовая подготовка", "Тактико-специальная подготовка", "Техническая подготовка", "Использование специальных средств", "Огневая подготовка" (для охранников 5 и 6 разрядов), "Первая помощь".
Проверка теоретических знаний проводится с использованием экзаменационных билетов, разработанных образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение охранников на основе данной программы, и утвержденных руководителем образовательной организации при помощи электронно-вычислительных машин (посредством программы «Грант-Про» для ЭВМ). Проверка теоретических знаний может проводиться в форме тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ

В результате освоения Программы профессиональной подготовки охранников 4-го разряда обучающимися приобретаются (качественно изменяются) следующие профессиональные компетенции:
- профессиональная компетенция «Владение основами правовых знаний, необходимыми для деятельности частного охранника» (ПК-1);
- профессиональная компетенция «Владение организационными, тактическими и психологическими аспектами деятельности частного охранника» (ПК-2);
- профессиональная компетенция «Владение техническими средствами, используемыми в частной охранной деятельности» (ПК-3);
- профессиональная компетенция «Использование физической силы и специальных средств в ходе частной охранной деятельности» (ПК-4);
- профессиональная компетенция «Владение приемами первой помощи пострадавшим» (ПК-5);
- профессиональная компетенция «Владение системным подходом к решению задач по обеспечению эффективной деятельности охранника» (ПК-6).
Приобретение указанных компетенций обеспечивается следующими знаниями, умениями и навыками:
знание основ законодательства в области частной охранной деятельности и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность охранника;
знание правового статуса и организационных основ деятельности охранников;
знание прямых и косвенных угроз безопасности охраняемых объектов;
знание требований к осуществлению контроля и надзора за частной охранной деятельностью;
знание основ организации и тактики осуществления охранных услуг (в том числе порядка получения и систематизации необходимой информации, порядка ведения документации по охраняемым объектам, порядка действий при чрезвычайных ситуациях, способов и правил задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел), психологических основ деятельности охранника;
знание тактико-технических характеристик специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и мер безопасности при обращении с ними;
знание основных технических средств охраны, правил и особенностей их применения в охранной деятельности, средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации;
знание основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения (в том числе способов применения физической силы и специальных средств);
знание норм профессионального поведения и этики охранника;
знание основ организации первой помощи, порядка направления пострадавших в лечебные учреждения.
умение принимать юридически грамотные решения в различных профессиональных ситуациях, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
умение применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач;
умение грамотно выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических и иных средств;
умение правомерно применять в необходимых случаях физическую силу и специальные средства, четко действовать при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций;
умение оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим при различных травмах и иных угрозах жизни и здоровью.
Кроме того, обучающиеся должны понимать важность обеспечения законных прав и интересов заказчиков охранных услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении оказания охранных услуг.

В результате освоения Программы профессиональной подготовки охранников 5-го разряда обучающимися приобретаются (качественно изменяются) следующие профессиональные компетенции:
- профессиональная компетенция «Владение основами правовых знаний, необходимыми для деятельности частного охранника» (ПК-1);
- профессиональная компетенция «Владение организационными, тактическими и психологическими аспектами деятельности частного охранника» (ПК-2);
- профессиональная компетенция «Владение техническими средствами, используемыми в частной охранной деятельности» (ПК-3);
- профессиональная компетенция «Использование физической силы, специальных средств и гражданского оружия в ходе частной охранной деятельности» (ПК-4);
- профессиональная компетенция «Владение приемами первой помощи пострадавшим» (ПК-5);
- профессиональная компетенция «Владение системным подходом к решению задач по обеспечению эффективной деятельности охранника» (ПК-6).
Приобретение указанных компетенций обеспечивается следующими знаниями, умениями и навыками:
знание основ законодательства в области частной охранной деятельности и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность охранника;
знание правового статуса и организационных основ деятельности охранников;
знание прямых и косвенных угроз безопасности охраняемых объектов;
знание требований к осуществлению контроля и надзора за частной охранной деятельностью;
знание основ организации и тактики осуществления охранных услуг (в том числе порядка получения и систематизации необходимой информации, порядка ведения документации по охраняемым объектам, порядка действий при чрезвычайных ситуациях, способов и правил задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел), психологических основ деятельности охранника;
знание тактико-технических характеристик, устройства (материальной части) и принципов работы гражданского оружия, а также специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и меры безопасности при обращении с ними;
знание приемов и правил стрельбы из гражданского оружия (применения гражданского оружия);
знание основных технических средств охраны, правил и особенностей их применения в охранной деятельности, средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации;
знание основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения (в том числе способов применения физической силы и специальных средств);
знание норм профессионального поведения и этики охранника;
знание основ организации первой помощи, порядка направления пострадавших в лечебные учреждения.
умение принимать юридически грамотные решения в различных профессиональных ситуациях, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
умение применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач;
умение грамотно выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических и иных средств;
умение правомерно применять в необходимых случаях физическую силу, специальные средства и гражданское оружие, четко действовать при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций;
умение оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим при различных травмах и иных угрозах жизни и здоровью.
Кроме того, обучающиеся должны понимать важность обеспечения законных прав и интересов заказчиков охранных услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении оказания охранных услуг.

В результате освоения Программы профессиональной подготовки охранников 6-го разряда обучающимися приобретаются (качественно изменяются) следующие профессиональные компетенции:
- профессиональная компетенция «Владение основами правовых знаний, необходимыми для деятельности частного охранника» (ПК-1);
- профессиональная компетенция «Владение организационными, тактическими и психологическими аспектами деятельности частного охранника» (ПК-2);
- профессиональная компетенция «Владение техническими средствами, используемыми в частной охранной деятельности» (ПК-3);
- профессиональная компетенция «Использование физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия в ходе частной охранной деятельности» (ПК-4);
- профессиональная компетенция «Владение приемами первой помощи пострадавшим» (ПК-5);
- профессиональная компетенция «Владение системным подходом к решению задач по обеспечению эффективной деятельности охранника» (ПК-6).
Приобретение указанных компетенций обеспечивается следующими знаниями, умениями и навыками:
знание основ законодательства в области частной охранной деятельности и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность охранника;
знание правового статуса и организационных основ деятельности охранников;
знание прямых и косвенных угроз безопасности охраняемых объектов;
знание требований к осуществлению контроля и надзора за частной охранной деятельностью;
знание основ организации и тактики осуществления охранных услуг (в том числе порядка получения и систематизации необходимой информации, порядка ведения документации по охраняемым объектам, порядка действий при чрезвычайных ситуациях, способов и правил задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел), психологических основ деятельности охранника;
знание тактико-технических характеристик, устройства (материальной части) и принципов работы служебного оружия и гражданского оружия, а также специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и мер безопасности при обращении с ними;
знание приемов и правил стрельбы из служебного оружия и стрельбы из гражданского оружия (применения гражданского оружия);
знание основных технических средств охраны, правил и особенностей их применения в охранной деятельности, средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации;
знание основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения (в том числе способов применения физической силы и специальных средств);
знание норм профессионального поведения и этики охранника;
знание основ организации первой помощи, порядка направления пострадавших в лечебные учреждения.
умение принимать юридически грамотные решения в различных профессиональных ситуациях, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
умение применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач;
умение грамотно выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических и иных средств;
умение правомерно применять в необходимых случаях физическую силу, специальные средства, гражданское и служебное оружие, четко действовать при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций;
умение оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим при различных травмах и иных угрозах жизни и здоровью.
Кроме того, обучающиеся должны понимать важность обеспечения законных прав и интересов заказчиков охранных услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении оказания охранных услуг.

Программа повышения квалификации охранников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

для работы в качестве частного охранника

 "Программа повышения квалификации охранников"

(6-го, 5-го и 4-го разряда)

 

Настоящая программа профессионального обучения для работы в качестве частного охранника "Программа повышения квалификации охранников" (далее – Программа) реализуется в соответствии с типовой программой, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Целью Программы является совершенствование профессиональной компетенции охранника без изменения уровня образования.

 Прохождение Программы является необходимым условием для подтверждения гражданами правового статуса частного охранника. Прохождение Программы в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков частного охранника предусматривается не реже одного раза в пять лет, перед продлением удостоверения охранника.

Программа реализуется в трех вариантах, в зависимости от времени ее освоения и устанавливаемого (подтверждаемого) квалификационного уровня (далее – разряда) охранников:

- повышение квалификации охранников 6-го разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 20 учебных часов;

- повышение квалификации охранников 5-го разряда (использование гражданского оружия и специальных средств) - 16 учебных часа;

- повышение квалификации охранников 4-го разряда (использование только специальных средств) - 8 учебных часов.

В процессе реализации программы педагогический состав опирается на Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации",  постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», приказ МВД России от № 727 25 августа 2014 г. «Об утверждении типовых программ  профессионального обучения для работы в качестве частного охранника»,  приказ Минздравсоцразвития России № 199 от 17.04.2009 г. «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1», иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а также руководствуется вновь принимаемыми нормативными правовыми документами.

Организационно-педагогическими условиями для реализации Программы являются: необходимый уровень компетенции преподавательского состава, соответствующий требованиям  профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»[1], использование при изучении дисциплин программы эффективных методик преподавания, предполагающих вместе с традиционными лекционно-семинарскими занятиями решение слушателями вводных задач по предметам, занятия с распределением ролевых заданий между слушателями, применение аудиовизуальных средств обучения, информационно-телекоммуникационных ресурсов, наглядных учебных пособий. 

При реализации программы допускается изменение последовательности изучения тем учебных дисциплин при условии полного выполнения программы; организация на основе договорных отношений обучения по отдельным дисциплинам (разделам) программы в образовательных учреждениях и организациях, имеющих условия для проведения соответствующих занятий (в том числе по первой помощи, специальной физической и огневой подготовке).

Оценочными материалами по Программе являются блоки контрольных вопросов по дисциплинам для промежуточной и итоговой аттестации, разработанные преподавателями и утвержденные директором образовательной организации, а также практические упражнения по проверке наличия практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия (используемые в зависимости от разряда охранников), входящие в состав практической квалификационной работы обучающихся.

Методическими материалами к Программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении дисциплин Программы, учебная литература и методические пособия.

Программа включает в себя учебный план программы, тематические планы и программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших программу, оценочные и методические материалы, а также раздел «Наличие специальной учебной базы», в котором указываются типы, виды и модели оружия и специальных средств, используемых в учебном процессе.

В содержание практической квалификационной работы включается выполнение упражнений по проверке наличия практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия (используемых в зависимости от разряда охранников). Для 5 и 6 квалификационных разрядов в обязательном порядке проводятся практические стрельбы. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

При проверке теоретических знаний используются вопросы по учебным дисциплинам: "Правовая подготовка", "Тактико-специальная подготовка", "Техническая подготовка", "Использование специальных средств", "Огневая подготовка" (для охранников 5 и 6 разрядов), "Первая помощь".

Проверка теоретических знаний проводится с использованием экзаменационных билетов, разработанных образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение охранников на основе данной программы, и утвержденных руководителем образовательной организации при помощи электронно-вычислительных машин (посредством программы «Грант-Про» для ЭВМ).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ

 

В результате освоения Программы повышения квалификации охранников 4-го разряда обучающимися приобретаются (качественно изменяются) следующие профессиональные компетенции: 

- профессиональная компетенция «Владение основами правовых знаний, необходимыми для деятельности частного охранника» (ПК-1);

- профессиональная компетенция «Владение организационными, тактическими и психологическими аспектами деятельности частного охранника» (ПК-2);

- профессиональная компетенция «Владение техническими средствами, используемыми в частной охранной деятельности» (ПК-3);

- профессиональная компетенция «Использование физической силы и специальных средств в ходе частной охранной деятельности» (ПК-4);

- профессиональная компетенция «Владение приемами первой помощи пострадавшим» (ПК-5);

- профессиональная компетенция «Владение системным подходом к решению задач по обеспечению эффективной деятельности охранника» (ПК-6).

Приобретение указанных компетенций обеспечивается следующими знаниями, умениями и навыками:

знание основ законодательства в области частной охранной деятельности и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность охранника;

знание правового статуса и организационных основ деятельности охранников;

знание прямых и косвенных угроз безопасности охраняемых объектов;

знание требований к осуществлению контроля и надзора за частной охранной деятельностью;

знание основ организации и тактики осуществления охранных услуг (в том числе порядка получения и систематизации необходимой информации, порядка ведения документации по охраняемым объектам, порядка действий при чрезвычайных ситуациях, способов и правил задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел), психологических основ деятельности охранника;

знание тактико-технических характеристик специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и мер безопасности при обращении с ними;

знание основных технических средств охраны, правил и особенностей их применения в охранной деятельности, средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации;

знание основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения (в том числе способов применения физической силы и специальных средств);

знание норм профессионального поведения и этики охранника;

знание основ организации первой помощи, порядка направления пострадавших в лечебные учреждения.

умение принимать юридически грамотные решения в различных профессиональных ситуациях, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

умение применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач;

умение грамотно выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических и иных средств;

умение правомерно применять в необходимых случаях физическую силу и специальные средства, четко действовать при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций;

умение оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим при различных травмах и иных угрозах жизни и здоровью.

Кроме того, обучающиеся должны понимать важность обеспечения законных прав и интересов заказчиков охранных услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении оказания охранных услуг.

 

В результате освоения Программы повышения квалификации охранников 5-го разряда обучающимися приобретаются (качественно изменяются) следующие профессиональные компетенции: 

- профессиональная компетенция «Владение основами правовых знаний, необходимыми для деятельности частного охранника» (ПК-1);

- профессиональная компетенция «Владение организационными, тактическими и психологическими аспектами деятельности частного охранника» (ПК-2);

- профессиональная компетенция «Владение техническими средствами, используемыми в частной охранной деятельности» (ПК-3);

- профессиональная компетенция «Использование физической силы, специальных средств и гражданского оружия в ходе частной охранной деятельности» (ПК-4);

- профессиональная компетенция «Владение приемами первой помощи пострадавшим» (ПК-5);

- профессиональная компетенция «Владение системным подходом к решению задач по обеспечению эффективной деятельности охранника» (ПК-6).

Приобретение указанных компетенций обеспечивается следующими знаниями, умениями и навыками:

знание основ законодательства в области частной охранной деятельности и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность охранника;

знание правового статуса и организационных основ деятельности охранников;

знание прямых и косвенных угроз безопасности охраняемых объектов;

знание требований к осуществлению контроля и надзора за частной охранной деятельностью;

знание основ организации и тактики осуществления охранных услуг (в том числе порядка получения и систематизации необходимой информации, порядка ведения документации по охраняемым объектам, порядка действий при чрезвычайных ситуациях, способов и правил задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел), психологических основ деятельности охранника;

знание тактико-технических характеристик, устройства (материальной части) и принципов работы гражданского оружия, а также специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и меры безопасности при обращении с ними;

знание приемов и правил стрельбы из гражданского оружия (применения гражданского оружия);

знание основных технических средств охраны, правил и особенностей их применения в охранной деятельности, средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации;

знание основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения (в том числе способов применения физической силы и специальных средств);

знание норм профессионального поведения и этики охранника;

знание основ организации первой помощи, порядка направления пострадавших в лечебные учреждения.

умение принимать юридически грамотные решения в различных профессиональных ситуациях, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

умение применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач;

умение грамотно выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических и иных средств;

умение правомерно применять в необходимых случаях физическую силу, специальные средства и гражданское оружие, четко действовать при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций;

умение оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим при различных травмах и иных угрозах жизни и здоровью.

Кроме того, обучающиеся должны понимать важность обеспечения законных прав и интересов заказчиков охранных услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении оказания охранных услуг.

 

В результате освоения Программы повышения квалификации охранников 6-го разряда обучающимися приобретаются (качественно изменяются) следующие профессиональные компетенции: 

- профессиональная компетенция «Владение основами правовых знаний, необходимыми для деятельности частного охранника» (ПК-1);

- профессиональная компетенция «Владение организационными, тактическими и психологическими аспектами деятельности частного охранника» (ПК-2);

- профессиональная компетенция «Владение техническими средствами, используемыми в частной охранной деятельности» (ПК-3);

- профессиональная компетенция «Использование физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия в ходе частной охранной деятельности» (ПК-4);

- профессиональная компетенция «Владение приемами первой помощи пострадавшим» (ПК-5);

- профессиональная компетенция «Владение системным подходом к решению задач по обеспечению эффективной деятельности охранника» (ПК-6).

Приобретение указанных компетенций обеспечивается следующими знаниями, умениями и навыками:

знание основ законодательства в области частной охранной деятельности и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность охранника;

знание правового статуса и организационных основ деятельности охранников;

знание прямых и косвенных угроз безопасности охраняемых объектов;

знание требований к осуществлению контроля и надзора за частной охранной деятельностью;

знание основ организации и тактики осуществления охранных услуг (в том числе порядка получения и систематизации необходимой информации, порядка ведения документации по охраняемым объектам, порядка действий при чрезвычайных ситуациях, способов и правил задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел), психологических основ деятельности охранника;

знание тактико-технических характеристик, устройства (материальной части) и принципов работы служебного оружия и гражданского оружия, а также специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и мер безопасности при обращении с ними;

знание приемов и правил стрельбы из служебного оружия и стрельбы из гражданского оружия (применения гражданского оружия);

знание основных технических средств охраны, правил и особенностей их применения в охранной деятельности, средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации;

знание основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения (в том числе способов применения физической силы и специальных средств);

знание норм профессионального поведения и этики охранника;

знание основ организации первой помощи, порядка направления пострадавших в лечебные учреждения.

умение принимать юридически грамотные решения в различных профессиональных ситуациях, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

умение применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач;

умение грамотно выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических и иных средств;

умение правомерно применять в необходимых случаях физическую силу, специальные средства, гражданское и служебное оружие, четко действовать при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций;

умение оказывать квалифицированную первую помощь пострадавшим при различных травмах и иных угрозах жизни и здоровью.

Кроме того, обучающиеся должны понимать важность обеспечения законных прав и интересов заказчиков охранных услуг, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении оказания охранных услуг.

 



[1] Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015.)

 

Программа на право управления маломерными судами

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая типовая программа (далее - Программа) разработана на основании Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от   29 июня  2005 г. № 498, зарегистрированным  в Минюсте России  24 августа 2005 г., регистрационный номер 6039, (далее – Правила аттестации) и предназначена для обучения судоводителей маломерных судов. Терминология, используемая в Программе, соответствует терминологии, принятой в Правилах аттестации.

         2. Основной задачей обучения судоводителей является получение теоретических знаний и практических навыков в вопросах обеспечения безопасности плавания маломерных судов и  квалифицированного управления  ими.

         3. Программа является основой для разработки рабочих программ образовательных учреждений, на базе которых проводится обучение судоводителей маломерных судов, а также   используется при самостоятельной подготовке и в системе дистанционного обучения.

         4. Рабочие программы должны разрабатываться  применительно к предусмотренным Программой  районам плавания и типам судов. Рабочая программа обучения судоводителей маломерных судов для плавания в районах «МП» и «ВВП» должна включать темы по району плавания «МП» моторных судов соответствующего типа и темы 2.1, 2.2, 2.4, 2.6 учебно-тематического Плана обучения судоводителей  для плавания моторных судов в районе «ВВП».

В случае совместного обучения судоводителей моторных судов и водителей гидроциклов допускается в рабочие программы обучения судоводителей моторных судов включать темы из Плана обучения  водителей гидроциклов для соответствующего района плавания.

5. Содержание Программы и количество  учебных часов являются минимально-необходимыми  для рабочих программ обучения судоводителей маломерных судов при всех  формах обучения. Рабочие программы утверждаются руководителем соответствующего образовательного учреждения по согласованию с главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации.

6.                При теоретическом обучении должны широко использоваться тренажерная и учебная базы образовательных учреждений, компьютеры  с обучающими и тестирующими программами, электронные версии учебных пособий, учебно-методические разработки, видеотехника, натурные образцы агрегатов и узлов механизмов судов.

7.Отработка практических навыков с зачетом по управлению

маломерным судном должна проводится на том типе судна, удостоверение на право управления которым обучающийся желает получить, а для водителей гидроцикла - на гидроцикле.

8. На первом этапе практические действия отрабатываются  на закрытом участке  акватории, где исключено появление других судов и купающихся, на втором (по возможности) – в условиях реальной судоходной обстановки  на водоеме.

9. Участок акватории, где отрабатываются практические приемы управления судами и принимаются зачеты, оборудуется береговыми и плавучими навигационными знаками и должен иметь часть береговой полосы с причалом, безопасной для подхода плавсредств, посадки   и высадки с них людей.

  10. Аттестация граждан, получивших документ об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов, и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном проводится в соответствии с Правилами аттестации.

Учебные предметы

обучения  судоводителей  маломерных моторных судов для плавания на внутренних водных путях и во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации  (районы плавания «ВВП» и «ВП»)

 

 

1. Устройство и техническое обслуживание  маломерных моторных судов.

 

Тема 1.1.  Классификация маломерных  судов.

Тема 1.2. Устройство корпуса.

         Тема 1.3.  Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества маломерных судов.

Тема 1.4. Судовые устройства, системы, оборудование  и снабжение. Спасательные, противопожарные и сигнальные средства.

Тема 1.5.  Основные сведения об энергетической установке маломерного судна.  Краткие технические характеристики. Применение на маломерных судах.

Тема  1.6.    Электрооборудование маломерных судов.

Тема 1.7. Такелажные работы.

Тема 1.8. Техническое обслуживание судов.

 

2. Судовождение

 

Тема 2.1.  Общая характеристика и краткий обзор водных путей  

Тема 2.2.  Лоция внутренних водных  путей.

         Тема 2.3.  Основы гидрометеорологии.

         Тема 2.4. Правила плавания по внутренним водным путям. Местные (бассейновые) правила плавания.

         Тема 2.5.  Управление маломерными моторными судами. Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде.

          Тема 2.6.  Средства и основы  радиосвязи на внутренних водных путях.

                

3.Правила пользования маломерными судами

 

             Тема 3.1.  Организация охраны жизни людей на водоемах Российской Федерации. Основные причины гибели людей на воде. Аварийность маломерных судов.

Тема 3.2.  Государственный и технический надзор за плаванием судов в Российской Федерации. Обязанности судовладельцев и судоводителей маломерных судов.

               Тема 3.3. Административная ответственность судоводителей маломерных судов и должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.

 

4. Отработка практических навыков управления маломерным судном.

           

5. Теоретический экзамен и проверка практических навыков управления маломерным судном.

 

Учебные предметы

обучения водителей гидроциклов

 

1. Общие сведения о гидроциклах

 

Тема 1.1. Принципиальное устройство гидроциклов

   Тема 1.2.  Основы эксплуатации и технического обслуживания гидроциклов.

 

2. Судовождение

 

Тема 2.1. Общая характеристика и краткий обзор водных объектов.

Тема 2.2. Основные сведения о лоции водных путей.

Тема 2.3. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП). Местные (бассейновые) правила плавания.

            Тема 2.5. Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС). Местные правила плавания, особенности плавания в прибрежных водах Российской Федерации.

 

3. Правила пользования гидроциклами.

 

Тема 3.1. Обеспечение безопасности людей, плавания маломерных судов и охраны окружающей среды на водных объектах Российской Федерации

Тема 3.2. Оказание помощи другим гидроциклам и людям, терпящим бедствие на воде.  Методы оказания первой помощи пострадавшим.

    Тема  3.3. Государственный и технический надзор за плаванием судов в Российской Федерации.

Тема 3.4. Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Тема 3.5. Административная ответственность судоводителей маломерных судов и должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.

          

4. Отработка практических навыков по управлению гидроциклом.

 

5. Теоретический экзамен и проверка практических навыков управления гидроциклом.

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Оценочные материалы для проведения итоговой аттестации по программе «ОБУЧЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ СУДОВ, ПОДНАДЗОРНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МЧС РОССИИ».

Итоговая аттестация является обязательной и проводится для определения соответствия образовательной программе полученных знаний, умений и навыков, и установления обучение.

Итоговая аттестация состоит из двух частей: проверки теоретических знаний и практических навыков управления маломерным судном и гидроциклом.

Итоговую аттестацию принимает экзаменационная комиссия АНО ДПО «Школа безопасности», состав которой формируется из преподавательского состава организации (не менее трех человек).

 

Проверка теоретических знаний

·           Проверка теоретических знаний осуществляется по экзаменационным билетам на основании вопросов, утвержденных руководителем образовательной организации с учетом принятых к использованию ГИМС МЧС РОССИИ и доступных для ознакомления в библиотечных ресурсах организации в печатном и электронном виде. 

·           Экзаменационные билеты строятся в виде тестов с определенным количеством вопросов по изученным дисциплинам: лодка – 10 (десять) вопросов, гидроцикл – 10 (десять) вопросов, район плавания ВВП -10 (десять) вопросов. На каждый вопрос предложено три варианта ответа, один из которых является правильным.

Результаты проверки теоретических знаний

·           Задание считается выполненным, при наличии определенного количества правильных ответов: лодка – не менее 9 (девяти) правильных ответов, гидроцикл – не менее 9 (девяти) правильных ответов, район плавания ВВП – не менее 9 (девяти) правильных ответов. При этом в протоколе итоговой аттестации выставляется положительная оценка (сдал).

          В случаях, когда количество правильных ответов выходит ниже установленного критерия лодка – менее 9 (девяти) правильных ответов, гидроцикл – менее 9 (девяти) правильных ответов, район плавания ВВП – менее 9 (девяти),  в протоколе итоговой аттестации выставляется отрицательная оценка (не сдал).

Практическая часть итоговой аттестации.

1. Правила техники безопасности

Спасательные средства (наличие спасательных жилетов на судне по количеству человек на борту, дети до 14 лет в спасательных жилетах)

Инструктаж судоводителем пассажиров (беспрекословное и точное выполнение

пассажирами команд судоводителя, Перемещение по судну только с разрешения

судоводителя , не вывешиваться за борт ,не создавать крен, не раскачивать лодку.)

2. Подготовка судна к выходу на воду.

Проверить наличие на борту обязательного снабжения судна – как написано в судовом

билете (звуковой сигнал, эл. Фонарь, спасательный линь, огнетушитель, отпорный крюк, черпак, якорь с якорным канатом, буксирно-швартовый канат 25м., весла, аптечка, рем. аптечка и т.д.)

Проверить техническую исправность судна (визуально)

Убедиться в отсутствии водотечности (заглянуть в фор-пик)

Проверить уровень топлива

Установить чеку

Установить рукоятку включения реверса в нейтральное положение

Запустить двигатель

Убедиться в работоспособности (кратковременно приоткрыв дроссельную заслонку на

холостом ходу)

Убедиться в работоспособности системы охлаждения если двигатель не заводиться (условно), проверить систему подачи топлива (подкачать в ручную), проверить систему зажигания (свечи, наличие искры). В случае опасности использовать вёсла (если мотор условно заглох на судовом ходу и после всех манипуляций условно не заводиться)

3. Начало движения

Отдать швартовы (строго после запуска двигателя)

Перед началом движения учесть направление течения и ветра, убедиться в отсутствии

опасности, безопасно отойти от причала визуально оценив обстановку на водоёме

Отход от причала производить на малом ходу с безопасной скоростью

Не создавать волнение в пределах акватории стоянки судов

4. Маневрирование

Уметь совершить оборот судна (разворот на 180 градусов)

Подход к причалу лагом (бортом)

Ошвартовать судно (завести кормовой и носовой швартовый)

Заглушить двигатель (строго после того, как судно ошвартовано)

5. Дополнительные вопросы

Ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода или

линия, обозначенная навигационными знаками.

Судовой ход - часть водного пространства на ВВП, пригодная для движения судов,

обозначенная на местности и / или карте.

Пересечение судового хода

Правила движения маломерного флота на судовом ходу (не далее 10 м от кромки

судового хода, пересечение фарватера под углом близком к 90 градусов, не ближе 1км от приближающегося судна, не должны затруднять движение и маневрирование не

маломерных судов)

Пункт правил (ППВВП) №16 «Для предотвращения непосредственно угрожающей

опасности или её возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются практикой судовождения или особыми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих правил». Это значит, к примеру, если Вы видите, что не имеете возможности безопасно двигаться в пределах 10 м от кромки фарватера, Вы имеете право принять решение двигаться по иному безопасному пути.

Определение «минимальная скорость» - наименьшая скорость судна, при которой оно

сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах.

Определение понятия «безопасная скорость» (выбранная скорость, которая позволяет

обеспечить безопасное движение, маневрирование и остановку в пределах расстояния,

требуемого сложившимися обстоятельствами)

Маломерным судам запрещается (п.149 ППВВП маневрирование и остановка вблизи

идущих или стоящих не маломерных судов (земснарядов, плавучих кранов и т.д.),

останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода и у плавучих

навигационных знаков, выходить на судовой ход при ограниченной видимости (менее 1 км),

Определение «Бьеф» - часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта,

примыкающая к гидротехническому сооружению.

Размещение детей на лодке (Приказ МЧС России №502 от 29.06.2005 п.8 ) При плавании на маломерных судах запрещается. и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых. В свободной трактовке: на судне должно размещаться столько взрослых, сколько детей находится в лодке, не считая судоводителя. Например: на 7 местной казанке, можно разместить троих детей.

С какой скоростью допустимо двигаться на территории яхт-клуба. С минимальной, не

создавая волнения. Волны могут повредить стоящие у причалов суда и привести к

несчастному случаю, при посадке людей на судно или высадке людей на причал.

Как производиться экстренная остановка двигателя? Необходимо выдернуть Ключ

аварийной остановки "чеку".

Как производится подача сигнала бедствия с помощью средств, входящих в судовое

снабжение. С помощью Электрического фонаря белого света, ракеты - сигнала бедствия

красного цвета, звукосигнального устройства ( свисток, пневматический горн, а так - же

согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям

Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа) .

Знаки судоходной обстановки на мостах

Треугольник – для маломерных судов (не подсвечивается),

ромб – для судов идущих сверху вниз (огни - два красных, вертикально расположены),

квадрат – для судов идущих снизу (огни - два красных, вертикально расположены),

круг – для плотовых составов (огни - два зеленых, вертикально расположены),

зеленые квадраты на опорах мостов – обозначают кромки судового хода и высоту судового пролёта (один квадрат – до 10м, два квадрата – 10-13 м, 3 квадрата – 13-16м, 4 квадрата – свыше 16 м)

Информационный знак «якорей не бросать - зона подводного перехода»

(подсвечивается в ночное время: два желтых вертикально расположенных постоянных огня)

 

Результаты проверки практической итоговой аттестации

·         Задание считается выполненным при положительном результате, показанному по каждому упражнению практической итоговой аттестации , при этом в ведомость выставляется положительная оценка (зачтено).

·           При невыполнении условий упражнений, временных нормативов или нарушении правильности выполнения хотя бы одного из упражнений, задание считается не выполненным, при этом в ведомость выставляется отрицательная оценка (не зачтено)

Результаты итоговой аттестации оформляются локальным актом образовательной организации.

При несогласии экзаменуемого с результатами итоговой аттестации составляется акт, подписываемый членами экзаменационной комиссии и обучаемым, в котором отражается предмет спора и к которому прилагается материал о результатах выполнения практической итоговой аттестации, а также копия карточки тестирования или экзаменационного билета с указанием вопросов, оценка ответов на которые вызвала несогласие экзаменуемого.

При возникновении вопросов по соблюдению в ходе итоговой аттестации принципов объективности и независимости оценки качества подготовки, обучающимся предоставляется возможность обратиться к руководству организации.

 

 

Программа пожарно-технического минимума и противопожарных инструктажей для работников организаций

 

  ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования

пожарно-технического минимума и противопожарных

инструктажей для работников организаций

 

 

I. Общие положения

 

1. Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Нормы пожарной безопасности) устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций <*>.

--------------------------------

<*> Под организацией в настоящих Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 

2. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора.

4. Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

 

II. Противопожарный инструктаж

 

5. Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

6. Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

7. При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.

8. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;

мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;

правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

9. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

10. О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1).

11. Вводный противопожарный инструктаж проводится:

со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

с сезонными работниками;

с командированными в организацию работниками;

с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.

12. Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.

13. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.

14. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

15. Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

16. Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

со всеми вновь принятыми на работу;

с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу;

с командированными в организацию работниками;

с сезонными работниками;

со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;

с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.

17. Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.

18. Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

Примерный перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

19. Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

20. Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

21. Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

22. Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.

23. Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.

24. Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

25. В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

26. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);

при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

27. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

28. Целевой противопожарный инструктаж проводится:

при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);

при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;

при проведении экскурсий в организации;

при организации массовых мероприятий с обучающимися;

при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и т.п.), с числом участников более 50 человек.

29. Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером) и в установленных правилами пожарной безопасности случаях - в наряде-допуске на выполнение работ.

30. Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.

 

III. Пожарно-технический минимум

 

31. Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

32. Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

33. Работники организаций, имеющие квалификацию инженера (техника) пожарной безопасности, а также работники федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и его структурных подразделений, преподаватели образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины "пожарная безопасность", имеющие стаж непрерывной работы в области пожарной безопасности не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу (службу) могут не проходить обучение пожарно-техническому минимуму.

34. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

35. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

36. Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

37. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

(в ред. Приказа МЧС РФ от 27.01.2009 N 35)

38. Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства, рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

39. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:

руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

40. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

 

IV. Проверка знаний правил пожарной безопасности

 

41. Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.

42. В состав квалификационной комиссии входят руководители и штатные педагогические работники обучающих организаций и по согласованию специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного пожарного надзора.

43. Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.

44. Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.

45. Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

46. Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников организации независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

при перерыве в работе в данной должности более одного года;

при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

47. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.

48. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, применение первичных средств пожаротушения).

49. Для иных организаций перечень контрольных вопросов разрабатывается руководителями (собственниками) организаций или работниками, ответственными за пожарную безопасность.

50. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется руководителем организации.

 

 


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО И ПЕРВИЧНОГО

ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

 

Вводный противопожарный инструктаж

 

1. Общие сведения о специфике и особенностях организации (производства) по условиям пожаро- и взрывоопасности.

2. Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности.

3. Ознакомление с противопожарным режимом в организации.

4. Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях.

5. Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара:

а) для руководителей структурных подразделений, цехов, участков (сроки проверки и испытания гидрантов, зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации, ознакомление с программой первичного инструктажа персонала данного цеха, участка, обеспечение личной и коллективной безопасности и др.);

б) для рабочих (действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности).

 

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте

 

Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).

Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).

Пожароопасные свойства применяемого сырья, материалов и изготавливаемой продукции.

Пожароопасность технологического процесса.

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).

Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования.

Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации.

Способы сообщения о пожаре.

Меры личной безопасности при возникновении пожара.

Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим.

 

 

- Программа для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств

- Программа для руководителей подразделений пожароопасных производств

- Программа для газоэлектросварщиков

- Программа для киномехаников

- Программа для рабочих, осуществляющих пожароопасные работы

- Программа сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану организаций, и руководителей подразделений организаций

- Программа для руководителей сельскохозяйственных организаций и ответственных за пожарную безопасность

- Программа для механизаторов, рабочих и служащих сельскохозяйственных объектов

- Программа для ответственных за пожарную безопасность вновь строящихся и реконструируемых объектов

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность

дошкольных учреждений и общеобразовательных школ

- Программа для воспитателей дошкольных учреждений

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность

организаций торговли, общественного питания, баз и складов

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность

лечебных учреждений

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность жилых домов

- Программа для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах)